О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 07.05.2018

07.05.2018

В счете-фактуре не надо указывать, каким постановлением утверждена его форма

В письме от 16.04.2018 г. N 03-07-09/25153 Минфин напомнил, что реквизиты счета-фактуры, выставляемого при реализации или получении предоплаты установлены пунктами 5 и 5.1 статьи 169 НК.

Указание в счете-фактуре реквизитов (дата, номер и наименование) нормативного правового акта, которым утверждена форма счета-фактуры, указанными нормами не предусмотрено.

Таким образом, заполнение счетов-фактур по форме, в которой отсутствуют реквизиты вышеуказанного нормативного правового акта, нормам НК не противоречит.

7 мая 2018 г.


Как организовать с контрагентом электронный документооборот, пригодный в налоговых целях

В письме от 20.02.18 № ЕД-4-15/3372 ФНС напомнила, что расходы признаются в целях налогообложения прибыли, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. На основании части 5 статьи 9 закона о бухучете первичный учетный документ может быть составлен на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухучета, устанавливаются федеральными стандартами бухучета.

До принятия соответствующего стандарта организация может в целях бухучета и налогообложения использовать при оформлении первичных документов в электронном виде любой вид электронной подписи, предусмотренный законом 63-ФЗ «Об электронной подписи». Об этом Минфин говорил еще в 2015 году.

При организации электронного документооборота между хозсубъектами могут применяться виды электронных подписей в соответствии с законом 63-ФЗ. При этом электронный документооборот с применением простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи может быть организован хозсубъектами при наличии между ними юридически действительного соглашения, условия которого соответствуют требованиям закона 63-ФЗ.

Оценка правомерности применения конкретных технологий создания электронной подписи, в том числе на соответствие требованиям закона 63-ФЗ, к компетенции ФНС не относится. Уполномоченным органом в сфере использования электронной подписи является Минкомсвязи.

В ответ на требование налогового органа налогоплательщик вправе направить документы, если они составлены в электронной форме по установленным ФНС форматам, в электронном виде по ТКС или через личный кабинет.

Форматы накладных и актов ФНС предложила в январе 2016 года, а формат первички, совмещенной со счетом-фактурой, утвержден два года назад в марте.

Документы, составленные в электронной форме не по формату, установленному ФНС, в случае истребования в рамках налоговых проверок надо подать в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.

4 мая 2018 г.


Как отразить долгосрочные облигации в консолидированной финансовой отчетности

Минфин выпустил сообщение N ОП 12-2018 о практике применения МСФО, в частности, IAS 32 «Финансовые инструменты: представление».

Ведомство затронуло тему представления в консолидированной финансовой отчетности облигаций, срок погашения которых не установлен или является сверхдлинным, и по которым эмитент имеет право в одностороннем порядке отказаться от выплаты процентов (купона).

Порядок представления указанных облигаций в консолидированной отчетности эмитента определяется их классификацией в соответствии с упомянутым МСФО. Классификация основывается на анализе требований договора (условий выпуска) путем отнесения облигаций к финансовым обязательствам, долевым инструментам или составным инструментам (содержащим компоненты финансового обязательства и долевого инструмента).

Отсутствие у организации – заемщика обязанности по возврату основной суммы долга или процентов, либо по передаче переменного количества собственных долевых инструментов может свидетельствовать о том, что такие облигации являются долевым инструментом. Признаком этого также может быть наличие в договоре (условиях выпуска) положения, согласно которому возможен обмен или конвертация требований кредиторов на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) по фиксированному коэффициенту.

Если то же самое предусмотрено по коэффициенту, не зафиксированному в момент эмиссии, то такие облигации могут быть составным инструментом, содержащим:

  • долговой компонент, отражающий обязательство заемщика передать переменное количество собственных долевых инструментов при наступлении условного события, находящегося вне контроля заемщика;
  • долевой компонент, отражающий право заемщика отказаться от выплаты процентов (купона) в одностороннем порядке, причем при определенных обстоятельствах величина такого компонента может быть незначительной или равной нулю.

4 мая 2018 г.


ФСС России подготовил значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2019 год

Соответствующий проект постановления ФСС России направлен на независимую антикоррупционную экспертизу.

Напомним, постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Правила) предусмотрено установление скидки или надбавки к страховому тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности страхователя. Такие скидки и надбавки устанавливаются ФСС России на очередной финансовый год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом. Предельный размер скидки или надбавки – 40% установленного страхового тарифа (п. 2 Правил).

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком исходя из трех основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за три года, предшествующих текущему, а именно:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом (п. 3 Правил).

В целях реализации указанных норм ФСС России разработан проект постановления «Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2019 год». В случае одобрения документа территориальные органы ФСС России будут использовать предусмотренные им значения основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2019 год.

Отметим, в соответствии с абз. 2 п. 6 Правил значения основных показателей по видам экономической деятельности должны быть рассчитаны и утверждены страховщиком по согласованию с Минтрудом России не позднее 1 июня текущего года.

4 мая 2018 г.


Определен порядок заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок

Соответствующий приказ Минфина России от 29 марта 2018 г. № 60н зарегистрирован в Минюсте России. Им утвержден порядок заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Речь идет о соглашении, заключенном между ФНС России и российской организацией – налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков. Такие соглашения необходимы в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах, экономически обоснованного и справедливого распределения налоговой базы между Россией и иностранными государствами, устранения двойного налогообложения, обеспечения предсказуемости порядка налогообложения внешнеторговых сделок, а также предупреждения неуплаты или неполной уплаты налогов.

Конкретизированы процедуры, направленные на заключение соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок. В частности, прописан порядок предварительного обсуждения соглашения – оно проводится в случае представления налогоплательщиком в ФНС России заявления о начале проведения такого обсуждения, составленного в произвольной форме, но с указанием установленного перечня информации. При этом оговаривается, что результаты предварительного обсуждения не влияют на право налогоплательщика обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок.

Кроме того, определены правила подачи налогоплательщиком заявления о заключении (об изменении) соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок. Рекомендуемый образец заявления содержится в приложении к приказу. Установлено, что к заявлению должны быть приложены проект соглашения и иные документы, предусмотренные п. 1 ст. 105.22 Налогового кодекса.

Что касается процедуры рассмотрения заявления о заключении (об изменении) соглашения, то ФНС России оценивает обоснованность предложенного налогоплательщиком порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования. При этом налоговая служба может вызывать налогоплательщика для дачи пояснений (обсуждение вправе инициировать и сам налогоплательщик) и проводить взаимные консультации с компетентным органом иностранного государства.

На основании заявления о заключении (об изменении) соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок ФНС России принимает мотивированное решение об отказе от заключения соглашения, о необходимости доработки проекта соглашения или информирует налогоплательщика о начале процедуры проведения переговоров с компетентным органом иностранного государства.

Проведение переговоров с компетентным иностранным органом предусмотрено в целях достижения взаимного соглашения и заключения на его основе основного соглашения. Взаимодействие может осуществляться посредством направления запросов (в том числе по электронной почте), сообщений по факсу, по телефону, в ходе непосредственных встреч или любым другим способом.

Для заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок с участием компетентных органов нескольких иностранных государств необходимо одно или несколько взаимных соглашений ФНС России с компетентными иностранными органами. Если последние достигнуты, то ФНС России может принять решение о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании либо решение о заключении соглашения.

Если принято решение о заключении соглашения, то налогоплательщику следует в произвольной форме уведомить ФНС России о согласии (несогласии) с таким решением, так как в случае несогласия налогоплательщика с решением о заключении соглашения такое соглашение не будет заключено.

4 мая 2018 г.


Кадастровая стоимость объектов недвижимости не должна включать НДС

Соответствующие пояснения приведены в письме ФНС России от 26 апреля 2018 г. № БС-4-21/8060@. Об этом сообщается на официальном сайте налоговой службы.

Напомним, для налогообложения объектов недвижимости организаций в отдельных случаях применяется их кадастровая стоимость. Например, согласно п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении:

  • административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  • нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения таких офисов и объектов;
  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства;
  • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета.

В свою очередь, п. 1 ст. 390 НК РФ предусматривает определение налоговой базы по земельному налогу как кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Налоговики отмечают, что в указанных случаях расчет налоговой базы не предусматривает каких-либо корректировок в виде поправочных коэффициентов и вычетов к ее величине. Так, по общему правилу, кадастровая стоимость определяется в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости. Однако если кадастровая стоимость была оспорена и изменена в связи с определением рыночной стоимости объекта, то ее размер устанавливается на основании решения комиссии или суда (ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

При этом ФНС России согласилась с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 15 февраля 2018 г. № 5-КГ17-258. Суд указал, что рыночная стоимость недвижимости, определенная в качестве кадастровой, устанавливает наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть реализован. Но само по себе определение рыночной стоимости для дальнейшей эксплуатации без реализации объекта недвижимости не является поводом для включения НДС в кадастровую стоимость. «Вывод о включении НДС в кадастровую стоимость в размере рыночной основан на неправильном толковании норм права», – отметил Суд.

Аналогичной позиции придерживается и Минфин н России, о чем свидетельствуют пояснения, приведенные в письме от 23 апреля 2018 г. № 03-05-04-01/27451.

3 мая 2018 г.


Бухфирмы должны хранить «антиотмывочное» досье клиента 5 лет после расставания

Росфинмониторинг выпустил рекомендации по исполнению лицами, чья предпринимательская деятельность заключается в оказании бухгалтерских услуг, требований антиотмывочного законодательства.

Ведомство напомнило обязанности таких лиц, в частности, разработать правила внутреннего контроля, назначить и обучить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию этих правил. Должностное лицо не должно иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или против власти.

Также существует обязанность идентифицировать клиента (лицо, находящееся на обслуживании). Ведомство привело списки сведений, которые надо установить в отношении клиентов-физлиц, клиентов-юрлиц и клиентов, которые являются иностранной структурой без образования юрлица. Напомним, что эта обязанность могла бы быть расширена, если бы прошли поправки, предлагавшиеся ведомством к недавно принятому закону об «антиотмывочных» обязанностях аудиторов. РФМ предлагал предусмотреть также требование к бухфирмам в отношении идентификации представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев клиентов. Но поправка не прошла, и в этой части пока все остается по-прежнему (идентифицировать надо только самого клиента).

Также при оказании бухуслуг надо в соответствии с правилами внутреннего контроля документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями такого фиксирования являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что их целью является уклонение от обязательного контроля по антиотмывочному закону;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки направлены на отмывание доходов или финансирования терроризма.

При наличии у лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, любых подозрений в названном ключе, надо уведомить об этом РФМ в течение 3 рабочих дней. При выявлении подозрительных операций можно руководствоваться критериями и признаками, установленными приказом от 08.05.2009 N 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

Лица, оказывающие бухуслуги, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС). Подготовка ФЭС производится с помощью интерактивных форм, размещенных в личном кабинете на сайте РФМ fedsfm.ru.

ФЭС также можно подготовить с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, предоставляемого Росфинмониторингом, а также с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом установленных структур.

ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Чиновники также рассказали, как передать ФЭС куда следует.

Лица, оказывающие бухуслуги, не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации.

Хранить документы и сведения, полученные при исполнении норм антиотмывочного закона, надо не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Также ведомство повторило свои январские инструкции о подключении к личному кабинету на сайте РФМ.

3 мая 2018 г.


Появилась форма, сдав которую, можно учесть расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5

Приказом от 02.04.2018 N ММВ-7-3/186@ ФНС утвердила форму и формат сведений, подтверждающих размещение отчета и идентифицирующих отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) в государственной информационной системе. Приказ вступит в силу 6 мая.

Сведения в электронной форме надо будет направлять в формате PDF.

С начала этого года расходы на НИОКР по правительственному перечню можно учесть с коэффициентом 1,5, не представляя отчет о выполненных НИОКР. Это введено федзаконом от 18.07.2017 N 166-ФЗ. Для реализации названной возможности надо, чтобы налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией подал сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие его в соответствующей государственной информационной системе.

3 мая 2018 г.


Ответственность за нарушения при подготовке бюджетной и бухгалтерской отчетности планируется уточнить

Соответствующий правительственный законопроект, разработанный Минфином России, внесен в Госдуму.

Предлагается исключить применение ответственности по ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к организациям госсектора – санкции за нарушение порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями госсектора планируется предусмотреть в новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ. В ней, в частности, могут установить штрафы для должностных лиц за:

  • непредставление или представление организациями госсектора с нарушением установленных сроков бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (штраф может составить от 10 тыс. до 30 тыс. руб.);
  • представление организациями госсектора бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (предусмотрены санкции в виде предупреждения или штрафа в сумме от 1 тыс. до 5 тыс. руб.);
  • представление организациями госсектора бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (установлен штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.);
  • представление организациями госсектора бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей грубое искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (штраф для должностных лиц может составить 30-50 тыс. руб.);
  • нарушение организациями госсектора порядка составления (формирования) и представления сводной и (или) консолидированной бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (предусмотрен штраф в сумме 10 тыс. руб.).

Повышенные размеры штрафа установлены за повторное совершение указанных правонарушений. В примечаниях к статье планируется описать случаи отнесения искажения показателей бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности к незначительному, значительному и грубому. Также предусмотрены случаи освобождения должностных лиц от административной ответственности за совершение указанных правонарушений – представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата суммы налога (сбора), неуплаченной вследствие искажения данных бюджетного (бухгалтерского) учета, а также уплата соответствующих пеней, либо исправление ошибки в установленном порядке до утверждения бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оговорено, что под упоминаемыми в статьях КоАП РФ организациями госсектора понимаются организации, указанные в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также госкорпорации в части исполнения ими полномочий (функций) главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета.

Кроме того, планируется дополнить КоАП РФ новой статьей, установив в ней ответственность за нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета. Речь идет о нарушении бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых обязательств, принятых денежных обязательств, принимаемых и отложенных обязательств. За такое деяние предусмотрено наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере 10-30 тыс. руб.

Предполагается установить и ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований – в данном случае штраф для должностных лиц может составить 10-30 тыс. руб. Аналогичный размер штрафа предусмотрен за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, а также за нарушение получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств (и (или) сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство) более чем на 10 рабочих дней.

Наконец, планируется расширить перечень должностных лиц органов исполнительной власти, исполняющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которые обладают полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, за счет включения в него руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителей.

Ожидается, что принятие законопроекта позволит установить единый подход к определению существенности искажения показателей бюджетной и бухгалтерской отчетности, а также снизить риски неэффективных расходов бюджетов всех уровней.

3 мая 2018 г.


Утвержден электронный формат уведомления ФНС России об участии в международной группе компаний

Соответствующий приказ ФНС России от 6 марта 2018 г. № ММВ-7-17/124@ «Об утверждении формата уведомления об участии в международной группе компаний, порядка его заполнения и представления в электронной форме» зарегистрирован в Минюсте России.

Напомним, в соответствии с п. 1 ст. 105.16-2 Налогового кодекса налогоплательщики (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в ст. 309 НК РФ), являющиеся участниками международной группы компаний, должны представлять в ФНС России уведомления об участии в международной группе компаний. В нем указываются наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер каждого налогоплательщика – участника группы компаний, код причины постановки его на учет, наименование участника, являющегося материнской компанией международной группы компаний и уполномоченным участником такой группы (при наличии) и друге сведения (п. 5 ст. 105.16-2 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 105.16-2 НК РФ уведомление об участии в международной группе компаний представляется по установленному формату только в электронной форме в срок не позднее восьми месяцев с даты окончания отчетного периода для материнской компании такой международной группы компаний. Формат такого уведомления, порядок его заполнения и представления в электронной форме утверждаются ФНС России.

С целю реализации этой нормы утвержден формат уведомления об участии в международной группе компаний. В нем, в частности, содержатся требования к XML-файлам передачи уведомления об участии в международной группе компаний в электронной форме, включая требования к имени файла и его логическую модель. Последняя представлена в виде диаграммы структуры файла обмена.

Кроме того, определен порядок заполнения уведомления об участии в международной группе компаний в электронной форме. Порядком предусмотрено, что в состав уведомления включаются сведения о:

  • налогоплательщике, представившем уведомление;
  • иностранном участнике международной группы;
  • российском участнике международной группы.

Конкретизированы правила заполнения каждой из указанных групп сведений. Оговорено, что в случае обнаружения налогоплательщиком в представленном в налоговый орган уведомлении неполноты сведений, неточностей либо ошибок в его заполнении налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уточненное уведомление.

Также утвержден порядок представления уведомления об участии в международной группе компаний в электронной форме. Так, уведомление в электронной форме представляется по телекоммуникационным каналам связи, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, по формату, утвержденному в приложении к приказу. Представление уведомления в ФНС России осуществляется налогоплательщиком через налоговый орган по месту нахождения или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Описана процедура представления уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, в том числе особенности электронного документооборота и обязанности участников информационного обмена (налогоплательщиков или их представителей, налоговых органов и операторов электронного документооборота) при направлении и получении уведомлений в электронной форме, а также перечень технологических электронных документов, используемых для обеспечения такого документооборота.

Установлено, что направление и получение уведомления в электронной форме допускается при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в уведомлении. При этом уведомление считается принятым ФНС России, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа. Такую квитанцию налоговый орган должен направить налогоплательщику в течение следующего рабочего дня после отправки уведомления. В этот же срок должно прийти подтверждение даты отправки.

28 апреля 2018 г.


Налоговики вправе истребовать документы даже в последний день выездной проверки

Если требование о представлении документов налоговики направили до того, как составили справку о проведенной проверке, то исполнить его придется. Контролеры вправе так поступить, считает Минфин. Не важно, что фактически вы представите документы уже только после того, как проверка закончится. ВС РФ придерживается такой же точки зрения, что и финансисты.

В то же время некоторые суды признают, что оштрафовать за непредставление документов, срок подачи которых истекает уже после завершения проверки, нельзя. С ее окончанием прекращается и обязанность представить запрошенные документы. Например, к такому выводу приходил АС Уральского округа.

Полагаем, все же безопаснее исполнить требование контролеров. Судебные перспективы спора туманны.

Документ: Письмо Минфина России от 05.04.2018 N 03-02-08/21997

28 апреля 2018 г.


Как в целях штрафа считать просрочку сдачи отчетности по сделкам с нерезидентами

ВС высказал позицию, позволяющую нарушителям снизить штрафы за опоздание с представлением документов в уполномоченный банк, а также – за несвоевременную сдачу в налоговую отчетов о движении денег по зарубежным счетам.

ИФНС в качестве административного органа привлекла компанию к ответственности за нарушение инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И. Компания заключила с нерезидентом договор об оказании услуг и должна была представить в уполномоченный банк подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах.

Фирма эту обязанность выполнила, но допустила просрочку в 33 календарных дня. Налоговая квалифицировала нарушение по пункту 6.3 статьи 15.25 КоАП и назначила штраф в размере 40 тысяч рублей.

Суды двух инстанций (дело № А40-60953/2017) признали штраф законным.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС (305-АД17-18495 от 28.03.2018) разъяснила, что согласно пунктам 6.1-6.3 названной статьи КоАП размер штрафа возрастает в зависимости от времени просрочки, исчисляемого в днях.

Однако, по мнению ВС, период просрочки должен включать дни, в которые обязанность по представлению документов (форм учета, отчетности, информации) является исполнимой, то есть рабочие дни. При ином подходе размер штрафа будет зависеть от обстоятельств (в том числе от календарного расположения и количества выходных и нерабочих праздничных дней), которые лицо, привлекаемое к ответственности, не может контролировать.

В рассматриваемом случае просрочка составила 22 рабочих дня, что подпадает под пункт 6.2 статьи 15.25 КоАП – штраф от 20 до 30 тысяч рублей для юрлиц. Суд признал законным штраф в размере 20 тысяч рублей.

Данное решение приведено в обзоре правовых позиций КС и ВС за 1 квартал 2018 года, составленном ФНС.

Надо полагать, что указанная позиция ВС касается также и штрафов за просрочку представления в ИФНС отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам, поскольку ответственность за такое нарушение установлена теми же пунктами статьи 15.25 КоАП. Кроме того, не исключено, что мнение ВС об учете в качестве просрочки только рабочих дней применимо также, если нарушение совершено физлицом.

27 апреля 2018 г.


Сферу применения инвестиционного налогового вычета могут расширить

Соответствующий законопроект, подготовленный Минфином России, направлен на независимую антикоррупционную экспертизу.

Предлагается распространить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций в отношении расходов, связанных с созданием объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, которые в дальнейшем передаются в собственность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Кроме того, планируется снять запрет на применение указанного вычета участниками консолидированных групп налогоплательщиков. Напомним, последняя представляет собой добровольное объединение российских организаций-плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании такой группы (п. 1 ст. 25.1 Налогового кодекса).

Законопроект предусматривает внесение соответствующих корректировок в ст. 286.1 НК РФ.

Отметим, инвестиционный налоговый вычет введен с 1 января 2018 года и будет применяться к налогу (авансовым платежам) на прибыль по 31 декабря 2027 включительно (п. 47 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик, уплачивающий налог на прибыль по основной ставке (п. 1 ст. 284 НК РФ), может уменьшить (вплоть до нуля) региональную часть налога (авансового платежа) на сумму расходов на приобретение (сооружение, изготовление, доставку и доведение до пригодного для использования состояния), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ).

В настоящее время инвестиционный налоговый вычет может быть применен ко всем объектам основных средств третьей-седьмой амортизационных групп по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений (п. 4, п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Однако размер вычета ограничен предельной величиной (п. 2 ст. 286.1 НК РФ). Применение инвестиционного налогового вычета в регионе возможно, если это установлено законом субъекта РФ.

При этом в силу прямого указания НК РФ сумма налога (авансового платежа), исчисленная в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, не подлежит уменьшению на сумму инвестиционного налогового вычета (п. 10 ст. 286.1 НК РФ). Также инвествычет не вправе применять организации, перечисленные в п. 11 ст. 286.1 НК РФ (например, участники региональных инвестиционных проектов, резиденты особых экономических зон и свободной экономической зоны и т.п.).

В случае одобрения законодательной инициативы соответствующий закон вступит в силу через месяц после его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций. Предполагается, что его принятие станет дополнительным стимулом для налогоплательщиков в части обновления основных фондов с учетом наличия, состояния (износа) действующих фондов.

25 апреля 2018 г.


Отсутствие в конфигурации 1С нужной функции может привести к штрафу

Компания являлась лицом, контролирующим три иностранные фирмы. 15 июня 2015 года компания попыталась направить в ИФНС в электронном виде уведомление об участии в иностранных организациях. Однако оно не было отправлено, поскольку в используемой 1С-конфигурации «Бухгалтерия автономного учреждения КОРП», редакция 2.0, не была реализована данная функция, что подтвердил сайт 1С. В тот же день компания направила уведомление на бумажном носителе.

В ответ (24 июня) налоговая сообщила, что уведомление должно быть представлено только в электронном виде. Налогоплательщик разъяснил причину направления уведомления на бумажном носителе и 29 июля направил по ТКС уведомление в нужной форме.

По результатам камеральной проверки инспекция указала на несвоевременное представление уведомления и оштрафовала фирму по пункту 2 статьи 129.6 НК

Суды трех инстанций (дело № А65-28408/2017) признали штраф законным, указав на обязанность налогоплательщика по представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях по установленным форматам в электронной форме (пункт 3.1 статьи 23 НК). Уведомление, направленное на бумажном носителе, не считается представленным.

Суды (постановление кассации Ф06-30374/2018 от 13.04.2018) отклонили доводы компании о принятии необходимых действий для представления уведомления в установленный срок. Компания обязана была заранее проверить возможность направления уведомления об участии в иностранных организациях по ТКС, пояснили суды.

24 апреля 2018 г.


Президент подписал закон, обязывающий аудитора сообщать о подозрениях в отмывании

Вышел федеральный закон, которым внесены поправки в антиотмывочный и аудиторский законы. Новый закон получил номер 112-ФЗ от 23.04.2018 и вчера опубликован на официальном портале.

Законодательно закрепляется понятие личного кабинета на сайте РФМ.

Согласно дополнениям, вносимым в нормы как антиотмывочного закона, так и закона об аудиторской деятельности, при оказании аудиторских услуг надо будет сообщать в Росфинмониторинг о сделках или финансовых операциях аудируемого лица при наличии любых оснований полагать, что имеет место легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Новое требование будет касаться как аудиторских организаций, так и индивидуальных аудиторов.

Разглашать факт «стука» аудиторам будет нельзя. В том числе согласно поправкам, вносимым в пункт 3.1 части 2 статьи 13 «аудиторского» закона, аудиторы не будут обязаны информировать учредителей об обнаружении указанных нарушений и своих действиях в связи с этим.

24 апреля 2018 г.


Налоговики разъяснили, какие суммы НДС не подлежат восстановлению

Соответствующие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 16 апреля 2018 г. № СД-4-3/7167@ «О налоге на добавленную стоимость».

По общему правилу, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 Налогового кодекса). Вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

В вопросе восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС по приобретенным основным средствам, списываемым до окончания срока амортизации, ФНС России придерживается позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в решении от 23 октября 2006 г. № 10652/06. Так, Суд указал, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС должна быть предусмотрена законодательством.

ВАС РФ подчеркнул, что п. 3 ст. 170 НК РФ устанавливает случаи, при которых суммы налога подлежат восстановлению. Поскольку этот перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, в случаях, не перечисленных в указанной норме, суммы НДС восстановлению не подлежат.

Напомним, суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению:

  • при передаче имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, а также передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации;
  • при дальнейшем использовании имущества и имущественных прав для отдельных необлагаемых НДС операций;
  • при передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юрлиц;
  • в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
  • покупателем при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров и т. д. (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Налоговики отмечают, что в развитие позиции ВАС РФ нижестоящие арбитражные суды приходят к выводу об отсутствии обязанности по восстановлению сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету, в случае списания налогоплательщиком с баланса основных средств по причине их непригодности.

По мнению ФНС России, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по приобретенным основным средствам, списываемым до окончания срока амортизации в связи с физическим и моральным износом, восстановлению не подлежат.

20 апреля 2018 г.


Налоговых агентов могут начать штрафовать за неверное указание кода ОКТМО в поручении на перечисление сумм НДФЛ в бюджет

Сегодня Законодательное Собрание Иркутской области внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий соответствующие поправки в подп. 4 п. 4 ст. 45 и ст. 123 Налогового кодекса.

Так, предлагается дополнить перечень оснований для признания обязанности по уплате налога неисполненной таким основанием, как неправильное указание налоговым агентом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты НДФЛ за налогоплательщиков в соответствии со ст. 226 НК РФ, в поручении на перечисление суммы налога кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее – ОКТМО), повлекшее незачисление налога в соответствующий бюджет.

Одновременно за указанное нарушение планируется ввести ответственность налоговых агентов, дополнив соответствующими положениями ст. 123 НК РФ. Напомним, сейчас этой нормой установлен штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

В случае одобрения законопроекта за неверное указание в поручении на перечисление суммы налога кода ОКТМО, повлекшее незачисление налога в соответствующий бюджет (при отсутствии в действиях налогового агента признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ), налоговые агенты будут уплачивать штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

По общему правилу, налоговые агенты обязаны перечислять НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Однако, как отмечают разработчики инициативы, имеют место случаи ошибочного перечисления налоговым агентом налога в другой муниципалитет и (или) субъект РФ.

Неправильное указание в платежных документах кода ОКТМО не ведет к образованию у юридического лица недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней и штрафов по отдельно взятому обособленному подразделению в связи с необходимостью определения задолженности в целом по организации. И поскольку исполнение обязанности по уплате налога не зависит от правильности указания кода ОКТМО в платежном документе и не свидетельствует о неисполнении налоговым агентом его обязанности по уплате НДФЛ, бюджеты бюджетной системы РФ несут существенные потери.

Предлагаемые поправки планируется ввести в действие с 1 января 2019 года, но не ранее даты официального опубликования закона. Ожидается, что их принятие позволит повысить налоговую дисциплину налоговых агентов в части уплаты НДФЛ и обеспечить повышение доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

19 апреля 2018 г.


В России вводятся в действие новые документы МСФО

Соответствующий приказ Минфина России от 27 марта 2018 г. № 56н «О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации» зарегистрирован в Минюсте России.

Так, на территории РФ вводятся в действие следующие документы Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО):

  • «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2015-2017 гг.»;
  • «Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия (Поправки к МСФО (IAS) 28)»;
  • «Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением (Поправки к МСФО (IFRS) 9)».

Решение об их введении согласовано с Банком России.

Согласно приказу, указанные документы МСФО вступят в силу для добровольного применения – со дня их официального опубликования, а для обязательного применения – в сроки, определенные в этих документах.

В частности, поправки, внесенные документом МСФО «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2015-2017 гг.», должны применяться организациями в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2019 года или после этой даты. Допускается и досрочное применение. Однако если организация применит поправки в отношении более раннего периода, то она должна раскрыть этот факт. Аналогичные сроки вступления в силу предусмотрены для поправок, внесенных документом МСФО «Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением (Поправки к МСФО (IFRS) 9)».

В свою очередь, документ МСФО «Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия (Поправки к МСФО (IAS) 28)» будет применяться организациями ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2019 года или после этой даты, за исключением ряда случаев. Допускается досрочное применение (при условии раскрытия этого факта).

Напомним, МСФО обязаны применять организации, которые сдают консолидированную финансовую отчетность (в частности, кредитные и страховые организации, НПФ, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ, клиринговые организации и т.д.) (ч. 1 ст. 3, ч.1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ). Другие же компании могут руководствоваться документами МСФО или применять их на свое усмотрение.

18 апреля 2018 г.


Депутаты внесли законопроект, включающий ограничение размеров налоговых пеней

Несколько депутатов внесли в Госдуму законопроект № 442400-7 о внесении изменений в обе части НК.

Во-первых, предлагается учесть намерения правительства ограничить размер налоговых пеней. Напомним, что Минфин уже разрабатывал соответствующий законопроект. В настоящее время согласно первому абзацу пункта 3 статьи 75 НК пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, если не предусмотрено иное.

Как минфиновским, так и депутатским законопроектом предлагается внести уточнение о том, что пеня начисляется по день фактической уплаты налога включительно. Кроме того, абзац дополнят таким правилом: сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки.

На этом депутаты решили не останавливаться. Так, внесенным законопроектом вводится такое правило: не начисляются пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате применения нерыночных условий контролируемых сделок, если в результате применения симметричных корректировок недоимка у одной стороны сделки равна сумме излишне уплаченного налога у другой стороны сделки. Если же есть превышение недоимки над переплатой, то пени начисляются на сумму такого превышения.

Аналогичный подход предлагается применить и к штрафам по статье 129.3 – за неполную уплаты налога по контролируемым сделкам, если они предусматривают условия, отличные от рыночных. При этом должно будет соблюдаться условие - симметричную корректировку понадобится применять до того, как налоговики узнали о нарушении (о чем стало известно налогоплательщику), или до того, как налоговая назначила проверку.

Во-вторых, предлагается дополнить перечень условий, при которых лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации: если его участие в этой иностранной фирме реализовано через участие в другой иностранной организации, акции которой допущены к обращению на фондовых биржах в странах ОЭСР, и если выполняется несколько условий (по доле участия - до 50% и по доле обыкновенных акций).

В-третьих, изменения ожидаются в статье 43 НК о дивидендах и процентах (в качестве объектов налогообложения). К дивидендам предлагается отнести доход в виде имущества, имущественных прав, который получен участником (акционером) организации при выходе (выбытии) из нее либо при распределении имущества ликвидируемой фирмы в размере, превышающем стоимость вклада. При этом в статью 275 НК вносится дополнение, исходя из которого к указанному виду дивидендов будут применяться ставки налога на прибыль, установленные пунктом 3 статьи 284 НК для дивидендов.

Далее, список не учитываемых в целях налога на прибыль доходов (часть 1 статьи 251 НК) предлагается дополнить доходом в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозобщества или товарищества, участником (акционером) которого такая организация является, в пределах суммы ее денежного вклада.

Пункт 2 статьи 265 НК (о приравниваемых к внереализационным расходам убытках) предлагается дополнить новым пунктом об убытке, возникающем у участника при ликвидации организации (в том числе после банкротства) и определяемом как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого участником имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной стоимости доли.

Вносится также ряд других поправок.

18 апреля 2018 г.


Депутаты предложили отказаться от налогообложения имущества по кадастровой стоимости

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект № 438647-7, направленный на исключение из НК всех норм, касающихся налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости.

По мнению депутатов, налог на имущество организаций должен исчисляться исключительно исходя из среднегодовой стоимости, а налог на имущество физлиц – из инвентаризационной. Авторы законопроекта указывают на многочисленные случаи завышения кадастровой стоимости, на массу исков, поданных в суд с целью ее оспаривания. При этом депутаты отмечают, что далеко не все граждане и организации обращаются в суд, многие продолжают платить завышенные налоги, в то время как налог должен быть экономически обоснованным.

Методология назначения кадастровой стоимости до сих пор не выверена, при этом законодатель ориентирован на постепенный переход к определнию налоговой базы только исходя из кадастровой стоимости. Это надо менять – в отношении указанных налогов необходимо введение самых серьезных изменений в целях снижения налоговой нагрузки как на граждан, так и на бизнес, равно как и в целях установления объективных, устоявшихся, понятных и открытых правил определения налоговой базы, указано в пояснительной записке.

С земельным налогом, по мнению авторов, все в порядке – в нормы об этом налоге поправок не предлагается.

18 апреля 2018 г.


Поправки о «почтовом ящике» вместо юрадреса вынесены на общественное обсуждение

Общественности предложен текст проекта изменений и дополнений в закон о госрегистрации юрлиц и ИП.

Предлагается ввести правило о том, что при госрегистрации вновь создаваемого юрлица заявитель вправе определить адрес отделения почтовой связи в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности).

При подаче заявления физлицом адрес отделения почтовой связи определяется по месту жительства этого гражданина, а в случае подачи документов юрлицом (учреждающим «дочку») – по месту его нахождения.

Использование такого адреса будет допускаться после прохождения заявителем процедуры регистрации в единой системе идентификации ‎и аутентификации (ЕСИА) в качестве физлица.

Заявитель будет вправе определить электронную форму коммуникации, по которой будет производиться связь с юрлицом после госрегистрации. Почта будет информировать юрлицо о доставке ему почтовых отправлений ‎с использованием личного кабинета юрлица на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, будет установлено, что кредитная организация вправе принять документы для госрегистрации вновь создаваемого юрлица в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной подписью заявителя, и передать такие документы в регистрирующий орган в порядке, установленном правительством РФ.

В случае принятия новшества могут вступить в силу с 2019 года.

18 апреля 2018 г.


Законопроект, уточняющий правила распределения судебных расходов по спорам о кадастровой стоимости, прошел первое чтение

На прошлой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный проект поправок в КАС РФ. Законопроект направлен на установление особенностей распределения судебных расходов между сторонами по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии.

Так, предлагается предусмотреть, что судебные расходы взыскиваются с административного ответчика при удовлетворении требований:

  • об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе в связи с исправлением в них ошибки;
  • об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с допущенной ошибкой при ее определении, повлекшей нарушение прав административного истца, когда ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости явно превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости.

Бремя доказывания по данной категории дел будет распределяться, согласно законопроекту, следующим образом:

  • доказать достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, должен административный ответчик;
  • доказать величину рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена (определена) его кадастровая стоимость, должен административный истец.

18 апреля 2018 г.


Минфин России пояснил правила учета доходов в целях налогообложения прибыли организаций

Соответствующие разъяснения приведены в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2018 г. № 03-03-06/1/15839.

Финансисты напомнили, что в соответствии со ст. 1 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом ст. 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. Доходы и расходы, подлежащие учету или исключаемые из расчетов налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями указанной главы, возникают у налогоплательщика в результате деятельности, направленной на получение дохода.

Эксперты Минфина России подчеркивают, что правовое регулирование деятельности, договорных и долговых обязательств положениями НК РФ не регулируется – такое регулирование осуществляется Гражданским кодексом и отраслевым законодательством.

В свою очередь, в зависимости от характера доходов порядок их признания регулируется соответствующими положениями ст. 271 НК РФ. Напомним, данная норма устанавливает порядок признания доходов при методе начисления, который (в отличие от кассового) по умолчанию применяется всеми налогоплательщиками. По общему правилу, в целях исчисления налога на прибыль организаций доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 271 НК РФ.

17 апреля 2018 г.


Банки не обязаны сообщать в налоговые органы о счетах, открываемых на основании договора займа

Соответствующие разъяснения приведены в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 марта 2018 г. № 03-02-07/1/14962.

Минфин России проанализировал обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. Так, Налоговым кодексом установлена обязанность банков сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, ИП, физического лица, не являющегося ИП, о предоставлении права или прекращении права организации, ИП использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа (п. 1.1 ст. 86 НК РФ).

Это применяется также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств (п. 4 ст. 86 НК РФ).

При этом счетами для целей налогового законодательства признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (ст. 845 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 11 НК РФ). Основные виды банковских счетов, открываемых на основании договоров банковского счета, отражены в главе 2 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Таким образом, ст. 86 НК РФ не устанавливает обязанность банков сообщать в налоговые органы об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) счетов, открываемых на основании договора займа.

Правовая природа договора займа определена ст. 807 ГК РФ. По мнению экспертов Минфина России, балансовый счет 43807, на котором учитываются привлеченные заемные средства юридического лица на основании договора субординированного займа, имеет признаки, отличные от признаков счета, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ.

17 апреля 2018 г.


 

Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация